Положение о Родительском университете
ГУО «Гродненская специальная школа-интернат №1»
Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”» определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. «Родительский университет» – особая форма сотрудничества педагогических работников с законными представителями (родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) в рамках образовательного проекта, направленного на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.
1.2. Родительский университет создан и функционирует при государственном учреждении образования «Гродненская специальная школа-интернат №1».
1.3. Работа Родительского университета строится в соответствии с данным Положением.
1.4. В работе Родительского университета на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2.1. Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
2.2. Задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др.
В ходе проекта 1 раз в четверть (последняя неделя четверти) в рамках классных родительских собраний проводятся занятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе, соответствующую работу осуществляют педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
3.1. Работа Родительского университета организуется с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень - для родителей учащихся 1-4 классов – «Мой ребенок – младший школьник»,
II ступень - для родителей учащихся 5-9 классов – «Мой ребенок – подросток»,
III ступень - для родителей учащихся 10-11 классов – «Мой ребенок – старшеклассник».
3.2. Содержание работы Родительского университета формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.
3.3. В рамках Родительского университета могут использоваться следующие формы работы и методы:
очные (практикум / семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и анализ ситуаций и др.);
очно-дистанционные формы взаимодействия (проведение вебинаров, on-line консультаций, on-line опросы родителей по различной тематике, работа на сайте школы, создание буклетов, листовок и т.д.).
4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
4.1. Родительский университет строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов родителей.
4.2. Руководитель Родительского Университета назначается приказом директора из числа квалифицированных педагогов, имеющих первую или высшую квалификационную категорию. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
4.3. Работу родительского университета организует заместитель директора по воспитательной работе, учителя, воспитатели, педагог-психолог, педагог социальный, при необходимости привлекая ресурсы (кадровые и информационные) города.
4.4. Периодичность заседаний Родительского университета не реже четырех раз в учебный год (один раз в четверть).
4.5. Заседания Родительского Университета оформляются протокольно.
5. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Актуальные направления и формы работы с законными представителями определяются на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год), программно-планирующей документации учреждения образования.
5.1. Изучение запросов законных представителей учащихся, определение проблемного поля.
5.2. Создание стационарной, заочной и дистанционной форм обучения в Родительском университете.
5.3. Образовательно-просветительская деятельность. Организация системы конкретных мер по просвещению семей в вопросах развития и воспитания детей.
5.4. Обсуждение проблем семьи и родительства в СМИ, на информационных ресурсах.
5.5. Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование.
5.6. Популяризация передового опыта семейного воспитания.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;
6.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.
6.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.
7. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Осуществляется с помощью рефлексивной анкеты для участников. Критериями оценки определены: полезность /бесполезность, интерес/ отсутствие интереса, уровень удовлетворения запроса.