Тифлотехника: устройства для слабовидящих и слепых людей

Тифлотехника представляет собой отрасль приборостроения специального назначения, которая разрабатывает технические средства, предназначенные для обучения, производственной подготовки, трудовой и политехнической деятельности, а также и культурно-бытового обслуживания людей с особыми потребностями: слепых, слабовидящих и слепоглухих. Они используются для коррекции и восстановления зрения.

Одна из наиболее важных функций тифлотехники – создание для незрячего человека условий, которые позволят ему получать более полную информацию о мире, в котором он живет. Сохранные анализаторы позволяют компенсировать утраченные зрительные функции. Благодаря тифлотехническим приборам зрительная информация перекодируется в осязательную и слуховую.

Основные задачи тифлотехники

  • Уменьшение ограничения в ориентировке незрячих и слабовидящих людей в окружающем их пространстве;
  • создание необходимых технических условий для разностороннего развития, получения общего и специального образования, а также дальнейшего культурного развития лиц с проблемами зрения;
  • расширение возможностей применения труда незрячих людей в современном механизированном производстве;
  • повышение производительности и экономической эффективности их труда;
  • облегчение ориентировки слепых в быту, создание возможности рациональной организации их досуга и культурного отдыха.
  • Разработка тифлотехнических устройств базируется на таких принципах:
  • замещение функций зрительного анализатора сохраненными функциями других анализаторов, используя акустические, тактильные и проприоцептивные средства отображения информации;
  • рациональное использование остаточного зрения и сохранных анализаторов;
  • усиление визуального сигнала, который превышает уровень помех, создаваемых вследствие изъяна зрительного анализатора.

Виды тифлотехники

Различают такие виды тифлотехнических средств: бытовые, учебные, производственные.

Имеются такие бытовые тифлотехнические средства, которые расширяют познавательную деятельность слепых и слабовидящих людей в быту. Они представляют собой базу для их физического развития и повышения культурного уровня. К ним относится проекционная аппаратура для чтения, которая дает разное увеличение:

  • Прибор-подставка «Сигма» используется для чтения лицами с ослабленным зрением плоского текста. Он улучшает условия чтения книг, газет, журналов и рукописных текстов. Прибор «Сигма» имеет три степени свободы. Он позволяет установить в удобное для глаз положение лицевую панель с текстом. Это уменьшает утомляемость органа зрения. Первая степень изменения положения панели прибора предназначена для горизонтального перемещения (на себя – от себя). Вторая степень используется для вертикального перемещения. Она учитывает рост пользователя. Третьей степенью пользуются для того чтобы наклонить панель. В приборе «Сигма» имеется индивидуальный люминесцентный светильник с выключателем. Его используют в качестве дополнительного источника света.
  • Увеличивающее устройство VideoLight-VGA является многофункциональным помощником зрения. Оно внешним видом напоминает настольную лампу и используется при чтении текстов, а также просмотре изображений. Благодаря простой и удобной конструкции прибором удобно пользоваться.
  • SenseView – это карманная электронная лупа. Она небольшого размера, имеет плоский экран, размер которого по диагонали равен 10,9 см. Устройство может работать без подключения к электросети до 4,5 часов и весит 221 г. С помощью SenseView можно комфортно заполнять бланки и читать тексты, которые напечатаны мелким шрифтом

Для того чтобы незрячие люди могли самостоятельно и безопасно перемещаться в пространстве, разработаны такие средства передвижения:

  • специальные трости (лазерные, длинные, опорные, складные);
  • системы для ориентации – световые и лазерные локаторы, которые отражают волны, посылаемые прибором от препятствия;
  • электронные приборы с тактильной и звуковой сигнализацией.

«Ориентир»

Портативный прибор «Ориентир» позволяет построить на плоскости планы местности, маршруты движения, планировку часто посещаемых помещений и административных зданий, а также графиков, элементарных схем и геометрических фигур. Он состоит из полей построения (металлических пластин), фигур (магнитных элементов), металлических скобок и магнитных полос. Поле построения, благодаря тому, что каждая пластина выполнена в двух цветах, можно делать, зависимости от поставленной цели как разноцветным, так и одноцветным. Поле построения формируют на горизонтальной поверхности, соединяя пластины. Все элементы прибора – магнитные. Они достаточно хорошо держатся на поле построения. Для того чтобы построить маршрут движения, используют магнитные полосы.

«Пеленг-01»

Электронный компас «Пеленг-01» предназначается для того чтобы облегчить пространственную ориентацию при самостоятельном перемещении незрячего человека по открытому пространству, которое лишено локальных ориентиров. Для того чтобы определить направление геомагнитных линий, используют электронные датчики магнитного поля. Пользователь получает информацию через головной телефон или встроенный динамик в виде тональных сигналов. Прибор может работать в двух режимах: «поиск севера» и «удержание на курсе».

Для того чтобы слепые и слабовидящие люди могли себя обслуживать, используют следующие такие тифлотехнические средства хозяйственного и культурно-бытового назначения:

  • говорящий бытовой безмен «Сонар-Б1» , который используют для взвешивания в полевых условиях или домашних условиях грузов, вес которых не превышает 10 кг;
  • рулетка VOX-Tape с речевым выводом;
  • акустический маяк «Кенар», являющийся звуковым индикатором уровня жидкости;
  • электронный таймер, который используют для того чтобы обозначить нужный пользователю ориентир или предмет);
  • медицинский термометр DX6623В с речевым выходом;
  • весы электронные бытовые говорящие;
  • автоматический вдеватель нитки;
  • часы (электронные говорящие, брайлевские наручные «Ракета», часы наручные кварцевые, часы-будильник говорящие с термометром);
  • калькулятор говорящий;
  • тонометр с речевым выходом;
  • дозаторы (перечница, нож, сахарница, пробка);
  • точилка для ножей;
  • чистка рыбы;
  • метр для незрячих;
  • шашки и шахматы для незрячих;
  • определитель номинала купюр «ПАЛИТРА-02».

Коммуникатор Stick Talk позволяет более комфортно общаться людям с ограничениями возможностями по зрению и слуху. Он помогает глухому объясниться со слепым, а слепому понять глухого. Устройство способно запоминать сказанное, а затем выводить текст на экран. Также оно может распознавать «рукописный» текст, если пользоваться «говорящей палочкой» Stick Talk в качестве карандаша. Ею можно «писать» на любой поверхности, например, поле куртки или собственной ладони. Текс выводится на экран или произносится вслух.

В специальных школах для слепых и слабовидящих детей, а также высших учебных заведениях, используют учебную тифлотехнику, обогащающую содержание и методы обучения. Используются специальные программы экранного доступ, которые позволяют увеличивать изображение и применять различные по виду и кратности режимы увеличения. Это, например, программа ZoomText производства фирмы Ai Squared. Она позволяет увеличивать изображение от 2 до 16 раз.

Компьютерные программы

Программа «Kutzweil» американской фирмы Lernout & Hauspie позволяет увеличивать изображение на экране, сканировать и распознавать текст. Она снабжена многоязычным навигатором, который имеет русскоязычный речевой драйвер. Созданы специальные программы синтезирования речи:

  • JAWS – речевая программа для работы с ОС WINDOWS;
  • EPARD –речевая программа для работы с DOS;
  • Вирго – речевая программа, которая позволяет слепому человеку работать в ОС Windows как через синтезатор, так и с брайлевской строкой;
  • System Access откомпании

Для того чтобы обеспечить незрячим людям доступность к информационной среде, изобретены такие технические средства:

  • разные приспособления приборы для письма и чтения по Брайлю;
  • специальные пишущие машинки;
  • кубик буква Брайлевская;
  • азбука-колодка Брайлевская;
  • озвученные книги.

Электронные обучающие средства

В работе с незрячими людьми эффективны и компьютерные средства обучения. У детей со слабым зрением сохраняется устойчивый интерес к процессу выполнения задач при использовании читающих машин, которые преобразуют обычные буквы в тактильные, слуховые и тактильно-вибрационные сигналы. Они дают на выходе звуковые мелодии букв. Это, например, читающая машина ИНФА-100. Она позволяет незрячим людям самостоятельно читать плоскопечатные тексты посредством синтеза речи, выводить на брайлевский дисплей, а также печать их на брайлевском принтере «Индекс Эверест».

Читающая машина «Книголюб компакт» состоит из компьютера и сканера. Ею можно управлять с помощью двух регуляторов и шести кнопок. Машина выводит тексты на брайлевский дисплей. Она обладает большим объемом памяти.

Visio является полноцветным читающим аппаратом с 17 LCD монитором и автофокусом. Он имеет автоматический полноцветный фокус и множество искусственных цветов. Аппарат может менять местами цвет и фон текста. Яркость и контраст регулируются автоматически. Панель управления расположена под монитором, что позволяет управлять аппаратом практически интуитивно. Благодаря большому, легко двигающемуся столику, человек чувствует себя комфортно при чтении.

Также на рынке появились портативные читающие машины. Особой популярностью пользуется KNFB Reader. Эта программа работает на базе мобильного телефона Nokia 82. Она распознает и читает документы.

Слепые люди могут также пользоваться специальными компьютерными устройствами. Неплохими средствами экранного увеличения, а также речевого и брайлевского доступа, обладают компьютеры Макинтош. Все необходимые слепым людям технологии совмещает компьютер DAVID. Программы экранного доступа прекрасно работают на нетбуках и субноутбуках.

На рынке имеется широкий выбор Брайлевских принтеров:

  • Индекс-Эверест позволяет работать с обычной бумагой и создавать брайлевские документы, которые полностью готовы к использованию сразу же после печати;
  • Индекс 4 Х 4 PRO – это двусторонний высокоскоростной брайлевский принтер, которым можно управлять специальной панелью, на которой все команды написаны как по Брайлю, так и в плоском варианте.

Достаточно широк выбор Брайлевских дисплеев. Это «Vario» –миниатюрный и легкий, достаточно мощный и гибкий, чрезвычайно экономичный и оптимальный для пользователя. «SuperVario» представляет собой брайлевский дисплей. Он может работать как с любыми персональными компьютерами, так и с ноутбуками, читающими машинами.

Для незрячих людей созданы электронные «записные книжки». Они позволяют прочитать текст «компьютерным» голосом, внести в него исправления с помощью Брайлевской клавиатуры, а также найти необходимый фрагмент. Это, например, плееры IPod от компании Apple.

Компьютерные технологии формируют у незрячих учащихся социально-адаптивные и коммуникативные навыки, позволяющие им интегрироваться в современное общество зрячих людей. Тифлотехнические средства выполняют важную роль на коррекционно-развивающих занятиях:

  • помогают педагогу решать коррекционно-развивающие задачи;
  • повышают уровень знаний, умений и навыков;
  • ускоряют процесс достижения поставленных целей;
  • повышают мотивацию детей, имеющих проблемы со зрением, к трудным для них видам деятельности;
  • позволяют продуктивно работать группой.

Для того чтобы определить остроту зрения, применяют такие средства диагностики:

  • таблица для исследования остроты зрения;
  • таблицы Рабкина для исследования цветового зрения;
  • четырехточечный цветотест, или синоптофор для исследования бинокулярного зрения;
  • проба с призмой для детей младшего возраста для определения бинокулярного зрения.

Средства коррекции зрения

Современные средства коррекции нарушения зрения позволяют предупредить прогрессирование снижения нарушений зрительных функций. Это можно делать при помощи разнообразной оптической аппаратуры для развития остроты зрения, бинокулярного зрения и цветоразличения, а также фиксации взора. К ней относятся различного рода лупы, линзы и телескопические очки.

«СВЕТЛЯЧОК»

Коррекционный прибор «СВЕТЛЯЧОК» разработан в двух модификациях: настольный и портативный. Его предназначение – копирование различных рисунков, графиков и схем. Прибор состоит из деревянного каркаса с подсветкой, рабочее поле которого выполнено из органического матового стекла. По его длинным краям закреплены металлические пластинки, которые вместе с магнитными вставками образуют систему крепления листов бумаги.

Коррекционный прибор «Светлячок» выполняет следующие функции:

  • активно развивает прослеживающую функцию глаз;
  • упражняет ребенка в зрительно-двигательной координации»
  • способствует формированию бинокулярного зрения;
  • хорошо влияет на развитие речи, памяти и логического мышления.

При использовании прибора «Светлячок» совершенствуются графические навыки. Такие же функции имеет и прибор «Графика». Развивать зрение можно при помощи прибора-лупы «Топаз». Он снабжен дисплеем, который изменяет яркость, размер и контраст изображений, а также их цвет. Пособие способствует обогащению чувственного и сенсорного опыта ребенка, развития зрительно-моторных координаций и зрительного восприятия, ориентировки на горизонтальной и вертикальной поверхности, речи и внимания. Прибор «Топаз» рекомендуется использовать при обучении детей, страдающих сходящимся и расходящимся косоглазием, астигматизмом, миопией и гиперметропией.

«Амблиокор»

Прибор «Амблиокор» применяется в офтальмологии для восстановления остроты зрения. В нем используется метод видеокомпьютерного аутотренинга. Он основан на технологии условных рефлексов, позволяющей восстанавливать контроль нервной системы над теми процессами, которые происходят в зрительном анализаторе. Этот метод позволяет развивать естественную способность головного мозга восстанавливать то изображение, которое искажается на сетчатке.

Для развития зрения созданы компьютерные программы:

  • Программа «Чибис» – позволяет оценивать состояние бинокулярного стереозрения и лечить бинокулярные расстройства функциональными методами.
  • Программа КЛИНОК-2 является комплексной интерактивной компьютерной программой для диагностики и лечения косоглазия, которая позволяет осуществлять все традиционные процедуры аппаратного лечения, выполняемого на синоптофоре.
  • Программа «ЦВЕТОК» относится к интерактивным тренировочным программам, имеющим игровой характер. Она предлагает пациенту серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений.
  • Программа «eYe» может быть использована в целях для диагностики и лечения косоглазия и амблиопии, а также развития и восстановления бинокулярного зрения.
  • Программа «Контур» используется для лечения амблиопии, а также развития и восстановления бинокулярного зрения.
  • Программа «Крестики» относится к категории игровых паттерн-стимуляторов для лечения амблиопии. В ней используют инвертирующееся шахматное поле. Во время стимуляции активизируются нейроны и восстанавливаются межнейронные связи на всех уровнях зрительной системы.
  • Программа «Паучок» – это еще одна игра, при помощи которой лечат амблиопию. Она стимулирует зрительные функции благодаря структурированным динамическим изображениям.

 

Источник: https://mosglaz.ru/blog/item/1783-tiflotekhnika-ustrojstva-dlya-slabovidyashchikh.html  

поделиться в: