Школа сегодня

! IMG_20240316_133548

В начале 70-х годов стало заметно уменьшаться количество детей с полной потерей зрения. В 1972-73 годах по этой причине не смогли укомплектовать первые классы. В старшие классы незрячие и дети с остаточным зрением вообще не поступали. На запрос школы районные окулисты западных областей Беларуси ответили, что таких детей  в районах нет. Между тем, количество учащихся в школе с 1971 по 1975 год сократилось с 220 человек до 150. В школе-интернате начали серьёзно готовиться к работе со слабовидящими детьми. Опыта такой работы не было. Нужны были и специальное оборудование, и специальные учебные пособия. Задумались и о приглашении на работу глазного врача. Профессор Мария Михайловна Золотарёва добилась  в министерстве здравоохранения разрешения содержать  в школе на 0,5 ставки глазного врача. На работу была направлена Елена Адольфовна Прочкайло. С её помощью  в школе был оборудован глазной кабинет.

Летом 1975 года начался приём слабовидящих детей в нулевой класс. Принимались дети с 7 лет с остротой зрения от 0,05 до 0,4. В школе дети находились на государственном содержании, был установлен щадящий режим работы глаз, проводилась работа по восстановлению зрения.

С 1975 года было заложено хорошее начало обучению детей с нарушениями зрения в Гродненской специальной школе-интернате. За 1975 - 1980 годы в школу было принято много учащихся, в том числе и в старшие классы, из разных школ Беларуси.

Судьбы учащихся школы-интерната складывались в эти годы по-разному. Те, у которых остаточное зрение до 0,08, получили вторую группу инвалидности и чаще всего трудоустраивались на предприятиях общества БелТИЗ.

В 1973 году в Москве был разработан и утверждён впервые  в стране типовой комплекс зданий 22-х классной школы-интерната для детей с нарушениями зрения на 282 ученических места. В 1975 году Совет Министров рассмотрел вопрос об улучшении условий жизни, обучения, медицинской помощи для детей с психофизическими особенностями. Было решено повысить денежное пособие семьям, имеющим таких детей. В школах-интернатах увеличили количество денег, поступающих от государства на питание и одежду.

Строительство нового здания школы на ул.Дзержинского,93 продолжалось три года, до 1981 года. В основу проекта здания положена принципиально новая структура. В отличие от традиционного деления помещений на учебную и жилую площади, основным структурным элементом стала учебно-жилищная ячейка на четыре класса, с полным набором помещений, необходимых для учёбы и быта детей: классы, комнаты индивидуальных занятий,  двухместные спальные комнаты, гостиные, рекреации, санитарные узлы, гардероб-сушилка, кладовая, комната чистки одежды и обуви. Новая структура здания решила ряд жизненно важных проблем. Появились лаборатории, актовый зал. Библиотека, столовая. 20 открытых веранд и внутренние дворики создают доступ свежего воздуха.

Из доклада Н.Г. Клюевой «Учебно-воспитательная работа в школе» (1981 год): «В школе работает дружный педагогический коллектив: 46 учителей и воспитателей, библиотекарь, пионервожатая. 36 человек имеют высшее образование, 2 - незаконченное высшее, 8 - специальное среднее, 5 - общее среднее. 12 человек закончили дефектологический факультет или дефектологические курсы. В школе 2 заслуженных учителя БССР: Солдатенко и Доморацкая, 8 отличников народного образования: Собакина, Клюева, Францкевич, Сусло, Карнацкая, Харченко, Григорьева, Белугин. Многие учителя и воспитатели неоднократно награждались грамотами министерства просвещения БССР.  В школе имеется библиотека для учебников и художественной литературы, напечатанной шрифтом Брайля. В сетке часов  учебного плана предусматриваются групповые и индивидуальные занятия по исправлению  у детей с нарушениями зрения недостатков  в физическом развитии, пространственной ориентировке и речи».

В настоящее время ГУО «Гродненская специальная  школа-интернат №1» - две дошкольные группы, просторные светлых класса, учебные кабинета, в том числе компьютерный класс, учебные  мастерские, актовый, спортивный залы, библиотека с читальным залом, кабинет психологической разгрузки. Почти все педагоги школы имеют дополнительное специальное дефектологическое образование - дефектолог-тифлопедагог.

Учащиеся проживают в двухместных спальнях, расположенных в изолированных спальных блоках. В каждом блоке есть умывальные, душевые и санитарно-гигиенические комнаты. Школа располагает набором современных офтальмологических, коррекционных и тифлопедагогических средств обучения. Два школьных врача - офтальмолог и педиатр – и медицинские сестры следят за поддержанием и сохранением здоровья учащихся. Школа предлагает  факультативы и объединения по интересам. Музыкально одарённые дети имеют возможность обучаться игре по классам фортепиано, баяна, трубы, гитары, флейты. В 1999 году открыты классы с музыкально-эстетическим уклоном. Духовым оркестром школы руководит замечательный учитель и чуткий человек Зарожный Юрий Альфонсович.

Уровень и качество образования в школе-интернате получили высокую оценку аттестационной комиссии министерства образования Республики Беларусь - в 1996 году  педагогическому коллективу школы присвоена высшая категория.


! IMG_20240316_133608

В 1983 году при школе-интернате  впервые в Беларуси организовано дошкольное воспитание детей с нарушениями зрения. В здании школы предусмотрены помещения для детского сада на две группы, оборудованы спальни, игровые комнаты, спортивный и музыкальный залы, методический кабинет. Педагоги дошкольных групп ведут работу по усвоению общеобразовательной программы, развитию сохранных анализаторов. С ребятами проводят занятия тифлопедагог и логопед.

В Гродненской специальной школе-интернате № 1 для детей с обучается около 40 учащихся. Срок обучения - 11 лет. В школе изучаются все предметы, необходимые для всестороннего развития личности ребёнка, проводится большая работа по  физическому, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Для детей с нарушениями зрения созданы все возможные условия для адаптации к самостоятельной жизни

Школа-интернат работает по кабинетной системе, собраны технические средства для обучения незрячих учащихся. Конечной целью учебно-воспитательной работы всех педагогов школы является трудоустройство воспитанников и включение их в общественную жизнь как полноправных членов общества. Для человека с нарушением зрения успешный выбор профессии очень важен. Более 50 профессий освоены нашими выпускниками, среди которых рабочие, педагоги, медицинские работники, музыканты. Многие воспитанники школы посвятили себя музыке. Это пианисты, баянисты, аккомпаниаторы, певцы, преподаватели музыкальных школ, училищ, руководители клубов. Среди незрячих выпускников школы немало административно-хозяйственных работников: руководители областных правлений БелОС, директора и их заместители учебно-производственных предприятий, начальники цехов, мастера производства, инженеры - программисты, экономисты, юрисконсульты на предприятии.

Коллектив школы постоянно повышает уровень профессионального мастерства, ежегодно проходя аттестацию на квалификационную категорию. В педагогическом коллективе налажена атмосфера сотрудничества, взаимопонимание, поддержки, посещение уроков, с целью обмена опытом, совместная разработка уроков, праздников, планирование общешкольных мероприятий.