Зорко одно лишь сердце

! IMG_20240316_133738

Музейная комната «История школы» открыта в 1984 году, профиль - отраслевой

Количество музейных предметов основного фонда составляет 22 единицы хранения

Цель создания: формирование чувства патриотизма обучающихся, сохранение памяти о педагогах, учащихся, памятных событиях и  традициях школы.

Музейная комната посвящена истории школы-интерната для детей с нарушениями зрения г.Гродно. Материалы, собранные в музейной комнате включают в себя: историю развития обучения слепых в России и Беларуси, создание специальных школ, информацию об учащихся - призерах паралимпийских игр, о педагогах школы и выпускниках. Все предметы основного и вспомогательного фонда описаны в каталогах шрифтом Брайля.

В конце 19 века передовые педагоги и врачи, понимая социальное значение проблемы детской слепоты и руководствуясь гуманными соображениями, отстаивали идею организации специальных педагогических учреждений для незрячих детей.

В 1881 году возникло благотворительное попечительство для незрячих, которое ставило своей целью дать приют детям, лишённым зрения, обучить их грамоте и доступному ремеслу. Попечительство открыло несколько училищ для слепых приютного типа. 28 сентября 1897 года в городе Минске по улице Захарьевской в торжественной обстановке состоялось открытие первой в Беларуси школы для обучения незрячих. Инициатива открытия школы в Минске принадлежит врачу минской городской земской больницы Ивану Устиновичу Здановичу, который со дня организации и до 1916 года был её директором.

С большим трудом школе удавалось набрать первых её воспитанников. Дело в том, что многие люди тогда не верили, что незрячего можно воспитать, сделать образованным и подготовить к какой-либо профессии. В основу обучения в школе была положена программа начальных школ для зрячих. В этой программе большое внимание уделялось изучению закона божьего, русского языка и арифметики. В программы 4-3 классов входило изучение элементарных сведений по биологии, географии и истории, кроме того, с детьми занимались гимнастикой и хоровым пением. В школе не было организовано музыкальное образование учащихся, детей не обучали белорусскому языку и слабо знакомили с белорусской культурой. Кроме общего образования учащиеся изучали ремесло. Для этой цели в школе были созданы две мастерские: щеточная и корзиночная. Самым уязвимым местом в работе школы было трудоустройство её  воспитанников. Тогда в Беларуси не было предприятий, где можно было бы использовать труд незрячих, поэтому учащиеся, окончившие школу, должны были возвращаться к своим родителям и  сидеть без дела. Те же, у кого не было родителей, оставались в стенах школы, зарабатывая себе на скудное пропитание в школьных мастерских.

В 1928 году в Минской школе незрячих  вводятся новые программы и новые учебные планы, рассчитанные на пятилетний срок обучения. В программе предусматривалось изучение всех предметов общеобразовательной начальной школы. В этой программе много внимания уделялось физическому воспитанию, пространственному представлению и трудовому обучению. В школе вводится изучение белорусского языка, учащихся стали знакомить с произведениями белорусских писателей.


! IMG_20240316_133800

В 1940 году в городе Гродно на улице Горького,2 открылась небольшая школа для незрячих детей. Было набрано  16 учеников, которые обучались в 1-2 классах. В июне 1941 года наш город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. Учащихся разобрали родители. Школьное имущество разграбили оккупанты. Учителя и воспитатели многих спецшкол активно участвовали в партизанском движении. От рук фашистских палачей погибли директор Бобруйской школы глухих Григорьев Б.И., учитель Мстиславской школы глухих Шершнев Е.И., директор Гродненской школы слепых Черепов И.Н.

Из воспоминаний Солдатенко Г.И.: «Осенью 1944 года я прибыл в Гродно с назначением наркомпроса БССР на должность директора школы-интерната для слепых детей. В то время мне исполнилось 25 лет. Основное зрение я потерял в детстве. Остаточное - 7-8 % - оставалось устойчивым, хотя и не поддавалось коррекции. Это давало мне возможность свободно ориентироваться, читать укрупнённый шрифт. Закончил исторический факультет пединститута, во время войны был эвакуирован в Казахстан, где работал директором средней школы.

Несмотря на большие разрушения в Гродно,  исполком городского совета выделил для организации школы два небольших здания по улице Чапаева. В одном из них был дом престарелых, а в другом – частный костёл. Оба здания требовали основательного ремонта. С большим трудом мы получили лес, кирпичи, известь, цемент, стекло, кровельное железо.

В городе не было специалистов, умеющих работать со слепыми детьми. Тогда я разыскал несколько преподавателей, ранее работавших в Могилёвской школе слепых. Среди них М.П.Горулёв, В.Н. Москалевич, С.Н. Волкович. Это учителя с хорошим образованием, большим опытом и высокой культурой. В это время в Гродно ехало много учителей. Удалось набрать несколько молодых с образованием специалистов, но без опыта и стажа работы. В надежде, что опыт придёт во время работы. Среди них Кунаков Анатолий Иванович, Титаренко Ольга Михайловна, Куширова Галина Францевна, Эртман Тамара Николаевна, Орлова Клавдия Михайловна».

В декабре 1944 года стали прибывать первые воспитанники, в основном дети-сироты из детских домов, приёмников-распределителей, бедных семей. Дети приезжали из разных концов Беларуси. Тогда школа-интернат была первым и единственным детским учреждением для детей, потерявших зрение. Почти все дети были с полной потерей зрения, основная причина слепоты – травма глаз, на лицах многих оставались следы ожогов, у многих не хватало пальцев на руках, все были физически ослаблены после перенесения тяжёлых травм, исхудавшие, потерявшие всякую уверенность в будущее.

Из воспоминаний Титаренко Ольги Михайловны: « За зиму 1945 года мы приняли более 30 детей младшего школьного возраста, часть из них направились в городскую больницу, чтобы долечиться от перенесённых травм. Многие надолго залёживались в школьном изоляторе. Организовать какой-либо учебный процесс в зиму 1945 года мы не могли. У нас не было учебников, приборов для письма и никаких учебных пособий. Дети и мы жили в постоянном страхе. Почти каждую ночь над городом кружились немецкие самолёты. Это нарушало сон и отрицательно сказывалось на психике ребят. Питание было скудным, нормы выделяемых продуктов были очень малы. Тогда в школе не было транспорта. Продукты с базы до школы носили старшие дети и воспитатели. Вся одежда состояла из тряпья».

Пришёл май 1945 года, а с ним и великая Победа. Город ликовал, слышались залпы артиллерийского салюта. На улицах люди смеялись, плясали, обнимались, поздравляли друг друга. В школе радовались, что скоро у всех будут учебники, тетрадки, что можно будет изучать всё то, что изучают зрячие дети, а после окончания школы-интерната можно будет учиться в институте или работать на заводе.

Из воспоминаний Солдатенко Г.И.: «Вскоре после окончания войны в школе начал работать молодой незрячий педагог Анатолий Иванович Кунаков, человек разносторонних способностей, хорошо играл на баяне и пел. Иногда он приносил брайлевскую книгу и прибор для письма. Ребята, которые до потери зрения учились в школе, никак не могли понять, как можно заменить буквы точками и так быстро читать руками, почему книги для слепых такие большие и толстые, и очень удивлялись, как слепой учитель один приходит в школу, а потом может найти свой дом…».

Из Москвы поступили приборы для письма и новенькие учебники для начальной школы, напечатанные шрифтом Брайля. Из бумаги, полученной от центрального правления ОС, Гродненская типография изготовила около 10000 тетрадей для рельефного письма. В школе не было ученических парт. Из досок изготовили длинные столы, за которые сели 14 ребят.

На одном из первых педсоветов решили, что первый класс будет учиться по программе, второй и третий - ускоренным темпом овладеет техникой письма и чтения по Брайлю. Создавалось детское самоуправление, выбрали старосту, санитарные комиссии, организовали дежурство учащихся в классах и по школе.

Из воспоминаний Солдатенко Г.И.: « Нам хотелось приучить ребят к самообслуживанию. Каждый ученик должен уметь самостоятельно следить за своим внешним видом, держать в чистоте свою одежду и обувь, уметь пришивать пуговицы, стирать вещи, умываться, чистить зубы. Поддерживать чистоту в классах и спальнях. Вежливо относиться к людям, слушаться воспитателей. Всё давалось с большим трудом ребёнку, который совсем недавно лишился зрения. Уроками ориентации занимались учителя и воспитатели, всем хотелось, чтобы воспитанники умели свободно и самостоятельно ходить по улице».

В середине мая 1946 года исполком областного совета народных депутатов принял решение о переводе школы в местечко Поречье. Под школу было отдано здание сельской школы и двенадцать жилых домов граждан, переехавших в Польшу. Школа была небольшая – всего четыре классных комнаты, дома неплохие, но разбросаны по всему местечку.  Первые дни дети скучали, не было слышно городского шума. Но солнечная погода, чистый воздух и тёплая вода в озере положительно влияли на настроение ребят. Дети постепенно привыкали к новым условиям. Летом продолжали заниматься ориентацией на местности. Надо было самим самостоятельно пройти от спальни в школу.

 Вспоминал Анатолий Иванович Кунаков: « Приближался август. В школу прибыло ещё 20 новых воспитанников. Теперь в школе стало 60 человек, было укомплектовано 5 классов. Трудно было поддерживать нормальное питание учащихся в селе. Своего транспорта не было, продукты из Гродно доставлялись не регулярно. Часто мы сами доставляли продукты, в таких случаях брали группу старших учащихся… Зима 1946 года началась рано, была снежной и холодной. Много труда затрачивалось на расчистку дорожек. Переход ребят из спален в школу проводился с большим трудом. В большие морозы и стужу занятия приходилось проводить в спальнях, туда же доставлялось и питание. Прежде всего, мы укомплектовали свой штат технических работников из семей погибших воинов. Семьи стали получать зарплату и продовольственные карточки на хлеб».

Из воспоминаний Солдатенко Г.И.: «К концу лета 1947 года нам стало известно, что комиссия по переселению граждан в Польшу завершила свою работу. Тогда я отправился в Гродно и предъявил председателю комиссии прошлогоднее решение облисполкома, попросив передать нам дом. Наш «новый» дом находился на улице Э.Ожешко, 24. В доме два этажа, первый кирпичный, второй деревянный, общая площадь 600 кв.м. В доме восемнадцать комнат. В самом конце августа мы попрощались с местечком Поречье и вернулись в Гродно. В это время часть ребят достигла совершеннолетнего возраста, окончила начальную школу. Они попросились на трудоустройство. Трудоустроить в то время было очень трудно. Общество слепых в трудных условиях обновляло свою деятельность, от войны у них ничего не сохранилось. Всё приходилось начинать с нуля».

С переездом в Гродно питание учащихся улучшилось. Все положенные продукты по нормам получали полностью. Вслед за денежной реформой была отменена карточная система на хлеб и другие продукты. Теперь хлеб в школьной столовой лежал в хлебницах, и каждый мог брать его сколько угодно.

На четвёртом году работы школы начали обучение детей музыке. Было решено девочек обучать игре на фортепиано, а мальчиков на баяне. Без особых хлопот получили два трофейных фортепьяно, а баянов нигде не было. Тогда обратились на Тульскую баянную фабрику. Оттуда прислали счёт на два баяна. В это время удалось найти и хорошего преподавателя музыки Александра Ивановича Куликова, который окончил школу слепых в Костроме и музыкальное училище. Куликов хорошо играл на баяне, отлично знал нотную грамоту по системе Брайля, сольфеджио и музыкальную литературу. Он заложил основу музыкального образования детей с нарушениями зрения в Гродненской школе-интернате. Многие воспитанники в те годы получили хорошее музыкальное образование. Из воспоминаний Солдатенко Г.И.: «Решили приобрести инструменты для духового оркестра. Я написал письмо своим старым знакомым в представительство  в Москве с просьбой помочь нам приобрести комплект инструментов. К началу сентября 1949 года инструменты прибыли в Гродно. В это время приняли на работу опытного руководителя оркестра Александра Георгиевича Дешевова. Всю зиму 1949-1950 года проводились занятия оркестра, к весне оркестр исполнял много музыкальных произведений и считался лучшим оркестром в городе. Многие предприятия приглашали наш оркестр на торжественные вечера.

В 1950 году состоялся первый выпуск восьмилетней школы. Окончили школу пять воспитанников. Все они были очень способные и желали продолжить своё образование».

Хоровой коллектив в школе-интернате существует почти с первых дней её организации, с 1945 года. Первым руководителем хора был Кунаков А.Г. Участниками хора стали учащиеся всех классов. С 1050 года хор много раз выступал перед зрителями города. На смотре художественной самодеятельности школ города и области в 1950 году хор занял первое место и был послан на республиканский смотр в город Минск. В Минске за хорошее исполнительское мастерство был награждён ценным подарком – пианино.

Так как воспитанники трудоустраивались на предприятии слепых, педагоги провели опрос, каким видом труда им лучше обучаться. Решили организовать при школе профессиональное обучение. В результате долгих месяцев появилась  трикотажная мастерская, одна из лучших в городе на то время. В мастерской обучались девочки 6-8 классов. В 1952 году мастерская стала выпускать готовые изделия: детские полушерстяные костюмы, свитера, тёплые платки, носки, спортивные костюмы. Тогда в магазинах было мало шерстяных вещей и изделия школьной мастерской продавались нарасхват. Для обучения труду мальчиков было решено открыть щёточную мастерскую. Учителем  в эту мастерскую был назначен Антон Давыдович Губень. Целый месяц он сам обучался щёточному делу на Пинском предприятии общества слепых. В школьной мастерской все основные процессы выполняли сами учащиеся. В те годы ученики держали экзамен по труду. На экзамен приглашался представитель общества слепых. Учащимся, сдавшим экзамен, присваивался рабочий разряд, обычно второй, и выдавалось соответствующее удостоверение.

С 1951 года преподаватели и воспитатели стали обучаться заочно на дефектологическом факультете в городе Ленинграде. 30 человек кроме общего педагогического образования  получили дефектологическое образование.

В первые годы деятельности школы встал вопрос как лучше организовать летний отдых учащихся. В те годы основной контингент учащихся составляли дети-сироты, у которых не было родительского дома, они были вынуждены круглый год находиться в стенах учебного учреждения. Незрячих детей неохотно принимали в пионерские лагеря. Было решено создать свою школьную летнюю базу отдыха. Исполком выделил школе земельный участок в 10 км от города в деревне Лососно. В начале 1952 года началось строительство дачных домиков. За деньги, заработанные учащимися в школьных мастерских, купили строительные материалы. Строили в основном своими силами. Летом 1954 года дача была построена.

поделиться в: