Если ВЫ приняли решение стать
ПРИЕМНЫМ РОДИТЕЛЕМ, РОДИТЕЛЕМ-ВОСПИТАТЕЛЕМ,
ВАМ необходимо обратиться в отдел образования администрации Октябрьского района г. Гродно, расположенный по адресу:
г. Гродно, ул. Титова, 9
ТЕЛЕФОН: 39-82-66 (Годованюк Ирина Петровна, главный специалист каб. №38)
Специалисты ГУО "Социально-педагогический центр Октябрьского района г. Гродно"
осуществляют диагностику и обучение кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели согласно Программе подготовки кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели, разработанной на основе Программы Национального центра усыновления и утвержденной на заседании районного методического совета
Телефон: 62-63-36
(отдел поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей)
Приёмная семья, детский дом семейного типа
Приёмная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.
Приёмные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приёмные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приёмную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.
Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:
- реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
- получить шанс на возвращение в родную семью: приёмные родители и родители-воспитатели профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
- не утрачивать родственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приёмная семья или ДДСТ, чтобы не разлучать братьев и сестёр);
- жить и воспитываться в своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональный колледж и др.;
- общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
- успешнее социализироваться в обществе;
- быть усыновлёнными (при наличии правового статуса);
- получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.
- Кто может стать приёмным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ
Приёмными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:
- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);
- лиц, лишенных родительских прав;
- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
!!! На должности приёмных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.
!!! Приветствуется наличие у кандидатов в приёмные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а также положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновлённых детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.
!!! Приёмными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.
Как стать приёмным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ
Если Вы хотите стать приёмным родителем, родителем воспитателем ДДСТ:
Шаг 1. Представьте в управление (отдел) образования по месту жительства:
- заявление;
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приёмные родители, родители-воспитатели ДДСТ;
- свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приёмные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;
- медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приёмные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приёмные родители;
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приёмные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;
- сведения о доходе за предшествующий год.
Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приёмную семью и ДДСТ. Эти курсы организует для Вас управление (отдел) образования на базе нашего социально-педагогического центра. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приёмную семью и ДДСТ. Как можно больше узнайте о предстоящей работе: пообщайтесь с уже работающими приёмными родителями, посетите тематические интернет-сообщества и форумы, где обсуждаются вопросы приёмного родительства и воспитания детей с особенной судьбой. Руководствуйтесь не иллюзиями, мечтами или жалостью к бедным сироткам, а трезвым расчетом: смогу ли я воспитывать ребенка, пережившего разрыв с родными родителями? Не скачусь ли я до обвинений его «плохих» родственников и возвеличивания себя «хорошего» в глазах ребенка? Смогу ли трудиться практически в круглосуточном режиме?
Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приёмными родителями, родителями-воспитателями ДДСТ (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приёмные родители, родители – воспитатели.
Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приёмного родителя, родителя-воспитателя ДДСТ.
Шаг 4. Управление (отдел) образования предоставит Вам, как кандидатам в приёмные родители, сведения о детях, которые живут на территории Октябрьского района и могут быть переданы на воспитание в приёмную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребёнка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Октябрьского района.
Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.
Если необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.
Шаг 5. После вынесения местными исполнительными и распорядительными органами решенийо передаче ребенка (детей) в приёмную семью, создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с приёмным родителем, родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребёнок передается приёмному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.
Шаг 6. Приёмная семья, ДДСТ являются объектами постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники семьи или ДДСТ, специалистов социально-педагогического центра, управления (отдела) образования по месту жительства. Приёмные родители и родители-воспитатели ДДСТ, как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи и ДДСТ. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель, родитель-воспитатель ДДСТ может в управлении (отделе) образования, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приёмной семьи, ДДСТ.
О должностных обязанностях приёмных родителей, родителей-воспитателей
Должностные обязанности приёмных родителей, родителей-воспитателей установлены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 "О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих".
ПРИЁМНЫЙ РОДИТЕЛЬ (РОДИТЕЛЬ-ВОСПИТАТЕЛЬ)
Должностные обязанности. Принимает на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, которых не удалось устроить на усыновление либо в семьи близких родственников под опеку. Осуществляет адаптацию в приёмной семье, детском доме семейного типа, детской деревне, городке ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Планирует и осуществляет воспитательную работу, психологическую реабилитацию, защиту прав и законных интересов ребёнка, принятого на воспитание. Изучает его индивидуальные особенности, интересы, склонности. Обеспечивает полноценное психическое и физическое развитие, формирование его личности. Создаёт условия для развития творческих способностей ребёнка, его познавательных интересов, физической подготовки. Организует коррекцию особенностей психофизического развития ребенка. Способствует преодолению негативного жизненного опыта ребенка на основе изучения истории его развития и воспитания. Ведет целенаправленную работу по коррекции поведения, эмоциональной сферы личности ребенка, преодолению вредных привычек. Формирует у ребёнка позитивный опыт жизни в семье, представления об особенностях поведения и функциях всех членов семьи. Готовит ребёнка к социализации в обществе, развивает его самостоятельность, формирует навыки общения в социуме. Организует обучение ребёнка в соответствии с его возможностями и желанием. Оказывает ребёнку помощь в получении образования. Осуществляет на безвозмездной основе обязанности опекуна, попечителя по совместному проживанию и удовлетворению его основных жизненных потребностей: обеспечивает уход за ребёнком и его безопасность, готовит пищу, приобретает необходимые вещи и продукты и пр.; организует контроль за здоровьем ребёнка и оказание необходимой медицинской помощи; организует общение с братьями, сестрами, родителями, другими членами его семьи. Осуществляет опеку над имуществом, принадлежащим ребёнку, в случае, если органом опеки и попечительства не назначен опекун над имуществом; защищает его права и представляет интересы в любых органах.
Должен знать: нормативные правовые акты и другие методические материалы в области образования, прав ребёнка; нормативные правовые акты в области защиты имущественных, жилищных, алиментных, наследственных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов; педагогические, психологические, физиологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей; достижения педагогической науки и передового опыта в области воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; основы трудового законодательства.
Квалификационные требования. Среднее специальное (общее среднее) образование, подготовка по образовательной программе обучающих курсов.