- Общие положения
1.1 В соответствии с Конституцией Республики Беларусь каждый имеет право на образование. Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Образовательный процесс в государственном учреждении образования «Гродненская специальная школа-интернат № 1» (далее – школа-интернат) строится на основе принципов государственной политики в сфере образования, научно обоснованном определении содержания специального образования, педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания.
1.2 Правила внутреннего распорядка для обучающихся (далее – Правила) разработаны с целью совершенствования организации образовательного процесса, укрепления дисциплины обучающихся, рационального использования ими учебного времени и повышения качества образования.
1.3 Внутренний распорядок – это регламент (порядок) выполнения обучающимися своих обязанностей в рамках образовательного процесса под руководством и контролем администрации и педагогического коллектива учреждения образования. Внутренний распорядок регулируется настоящими Правилами, другими локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.
1.4 Правила разработаны на основе Кодекса Республики Беларусь об образовании, приказа Министра образования от 28.05.2018 № 432,а также Устава школы-интерната.
1.5 Данные Правила обязательны для исполнения всеми обучающимися школы-интерната.
Администрация, педагогический коллектив школы обязаны требовать выполнения, а обучающиеся должны выполнять обязанности в соответствии с требованиями настоящих Правил.
1.6 Обучающимися школы-интерната являются лица, имеющие нарушения зрения, зачисленные в него на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в порядке, установленном для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования.
1.6.1 Основанием для прекращения образовательных отношений (отчисления) является решение руководителя школы-интерната об отчислении обучающегося, которое оформляется приказом об отчислении с указанием оснований для его отчисления.
Обучающиеся отчисляются в связи с получением образования; досрочно.
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования с несовершеннолетним обучающимся школы-интерната допускается только с уведомления соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа.
1.7 Вопросы, связанные с применением Правил, решаются директором школы в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.
1.8 Изменения и дополнения в Правила могут вноситься директором школы-интерната по согласованию с Советом учреждения в том случае, если они не противоречат действующему законодательству.
Внутренний распорядок
7.00 – подъем
7.05 – 8.00 – зарядка, утренний туалет
8.00 – 8.15 – завтрак
Начало учебных занятий
1 урок08.30 – 9.15
2 урок9.25 – 10.10
3 урок10.25 – 11.10
Полдник для 1 – 11 классов
4 урок11.25 – 12.10
5 урок12.20 – 13.05
6 урок13.20 – 14.05
12.10 -14.00– оздоровительные прогулки на свежем воздухе для 1-4–х классов;
ОБЕД
14.20 – 14.35
14.50 – 16.20; 17.00-18.00; 18.45- 20.00 – оздоровительные прогулки на свежем воздухе для 1-11–х классов, факультативные занятия, стимулирующие и поддерживающие занятия, индивидуальные и коррекционные занятия, свободное время учащихся.
14.30-16.30 – дневной сон для учащихся 1-х классов
САМОПОДГОТОВКА
16.30 – 17.15 1–й час самоподготовки
17.15 – полдник для детей – сирот
17.30 – 18.15 2–й час самоподготовки
УЖИН
18.15 1 смена
20.00 второй ужин (кефир)
21.00 отбой 1 – 5 классов
22.00 отбой 6 – 11 классов
- Общие права обучающихся:
2.1. Обучающиеся имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами специального образования;
перевод в другое учреждение образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
восстановление для получения образования в учреждении образования;
обучение по индивидуальному учебному плану; индивидуальной программе в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений;
бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
обеспечение бесплатным местом для проживания;
обеспечение бесплатным питанием;
каникулы;
получение платных услуг в сфере образования;
бесплатное пользование библиотекой;
получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
участие в управлении учреждением образования;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.
- Общие обязанности обучающихся:
Обучащиеся обязаны:
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
бережно относиться к имуществу учреждения образования.
соблюдать честь и традиции школы-интерната;
выполнять правила безопасного поведения, санитарно-гигиенические требования;
подчиняться решениям педагогического совета, Совета школы и приказам директора;
придерживаться установленной Советом школы делового стиля одежды.
Обучащимся запрещается:
курить, приносить, иметь, передавать, использовать алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, табачные изделия, токсические и другие одурманивающие, наркотические, психотропные вещества и их аналоги и находиться под их воздействием в помещениях и на территории учреждения образования;
приносить в учреждение образования и иметь при себе опасные для жизни и здоровья предметы (оружие, боеприпасы, пиротехнические средства);
использовать во время учебных занятий средства мобильной связи, не имеющие отношения к образовательному процессу;
использовать и распространять информацию, причиняющую вред здоровью и развитию;
учинять и провоцировать драки в школе-интернате и на её территории и участвовать в них;
пропускать занятия без уважительной причины;
уходить из учреждения образования без разрешения педагогических работников.
Организация образовательного процесса
Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти.
Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 31 мая. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.
Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов — не менее тридцати семи календарных дней.
Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов — не менее 10 календарных недель.
Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации.
Изучение учебных предметов при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования осуществляется на базовом уровне.
4.3. Продолжительность учебных и факультативных занятий для II-XI классов составляет 45 минут, для I классов – 35 минут.
Во время перерывов в соответствии с приказом директора школы устанавливается дежурство учащихся по школе и учебным кабинетам, которое осуществляется с соблюдением требований СанПиНа.
Результаты учебной деятельности учащихся по учебным предметам, а также их поведение оцениваются при проведении текущей, промежуточной и итоговой аттестации, отметкой в баллах (за исключением учащихся I-II классов). Аттестация учащихся I-II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах. По требованию учителя учащийся предъявляет для проверки тетрадь и дневник для выставления отметок и внесения замечаний. Учащиеся обязаны еженедельно знакомить своих законных представителей с записями в дневнике.
4.4 Учащиеся обязаны являться на выпускной экзамен не позднее, чем за 20 минут до его начала, во время его проведения соблюдать дисциплину и порядок, выполнять задания и готовиться к ответу самостоятельно, использовать только материалы, разрешенные Правилами аттестации учащихся.
4.5 В учреждении образования на основании заявлений законных представителей, учащихся X-XI классов могут быть организованы объединения по интересам (кружки, клубы, секции, студии, мастерские, лаборатории, оркестры, хор, ансамбли, театры и иные объединения).
Длительность занятий по интересам, определяется состоянием здоровья обучающихся и не превышает 45 минут для детей в возрасте от 6 до 10 лет, 1,5 часа – для детей в возрасте от 11 лет.
Во время занятий объединений по интересам учащиеся обязаны соблюдать правила охраны труда и техники безопасности, использовать только те формы и виды деятельности, которые рекомендованы руководителем объединения по интересам, соблюдать порядок и дисциплину.
4.6 В середине каждого учебного занятия (кроме учебных занятий физической культуры и здоровья, музыки) под руководством учителя проводятся физкультурные паузы, физкультминутки, комплексы упражнений по профилактике зрительного утомления.
4.7 Двигательный режим учащихся обеспечивает система следующих организационных форм физического воспитания:
- уроки адаптивной физической культуры;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями и подвижными играми в семье, на пришкольных и дворовых площадках, стадионах.
- Правила поведения обучающихся
5.1 во время проведения учебных занятий, перерывов между учебными занятиями
Обучающиеся обязаны являться на учебное занятие не позднее, чем за 10 минут до звонка на первый урок, с выполненным домашним заданием, учебниками и учебными пособиями, тетрадями, другими материалами, необходимыми для учебного занятия;
занять свое рабочее место и приготовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему к учебному занятию;
встать в знак приветствия при входе педагогического работника в класс и сесть после ответа на приветствие и разрешения педагогического работника сесть;
на уроках обучающиеся обязаны старательно овладевать знаниями, умениями и навыками, выполнять указания педагогического работника по порядку осуществления учебной деятельности, соблюдать порядок и дисциплину, правила по безопасному выполнению работ, правила пожарной безопасности; не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать других обучающихся от учебных занятий посторонними разговорами.
при необходимости выхода из класса во время учебного занятия необходимо получить разрешение педагогического работника;
поднимать руку при необходимости задать вопрос или при ответе на вопрос педагогического работника;
записывать домашнее задание в дневник;
предъявлять для проверки тетрадь, дневник для выставления отметок и внесения замечаний;
пользование мобильными телефонами, плейерами и другими гаджетами во время учебного занятия допускается только под руководством педагогического работника в ситуациях, имеющих отношение к образовательному процессу;
обучающийся вправе покинуть класс после звонка после объявления педагогического работника об окончании учебного занятия;
при опоздании на учебное занятие по уважительной причине необходимо постучать в дверь, извиниться и с разрешения педагогического работника сесть за парту.
Во время перерывов между занятиями (перемен) и после их окончания обучающийся обязан навести порядок на своем рабочем месте.
Во время перерыва обучающимся запрещается:
самовольно открывать или закрывать окна;
облокачиваться о подоконники, свешиваться в открытые окна;
включать любые электроприборы;
толкать друг друга, применять физическую силу;
употреблять непристойные выражения и жесты.
5.2 В учреждении образования организован режим питания обучающихся.
В столовой обучающиеся обязаны соблюдать правила личной гигиены, культуру питания, чистоту и порядок в помещении столовой.
Во время посещения столовой обучающиеся должны:
вымыть руки перед приемом пищи;
не спешить, не разговаривать, не отвлекаться во время приема пищи;
сидеть прямо, соблюдать культуру питания;
унести посуду по завершении приема пищи;
убрать за собой мусор и спокойно покинуть обеденный зал.
В столовой устанавливается дежурство учащихся и учителей.
Питание учащихся I-IV классов организуется под наблюдением учителей начальных классов, воспитателей, учащихся V-XI классов – под наблюдением дежурного педагогического работника, учителя, проводившего учебное занятие, предшествующее питанию учащихся, воспитателя.
Во время пребываниия в столовой обучающиеся неукоснительно выполняют требования дежурного педагогического работника, работника столовой.
5.3 Во время самоподготовки порядок выполнения домашних заданий выбирается обучающимся по собственному усмотрению.
Во время самоподготовки обучающиеся:
качественно и добросовестно выполняют учебные задания в соответствии с требованиями учебной программы в отведенное для этого время, слушают объяснения воспитателя;
обращаются к воспитателю в случаях затруднения при выполнении домашнего задания;
осуществляют самоконтроль, представляют выполненное домашнее задания воспитателю;
соблюдают порядок на рабочем месте;
берегут имущество, учебники и учебные пособия, средства обучения.
5.4 На территории учреждения образования обучающиеся должны соблюдать нормы техники безопасности, в том числе противопожарной безопасности; энерго- и ресурсосбережения;
соблюдать правила безопасности во время игр на спортивной площадке, во дворе, зонах отдыха; игры, занятия на спортивных снарядах проводятся в присутствии педагогического работника;
не разрешается самовольно устраивать катки, ледяные дорожки;
запрещается провоцировать драки и участвовать в них;
не разрешается самовольно покидать территорию школьного двора.
5.5 Требования к поведению обучающихся в общественных местах, во время туристических походов, экскурсий, посещения музеев и др.
К участию в культурно-массовых мероприятиях, проведению экскурсий, посещению социокультурных учреждений допускаются обучающиеся, ознакомленные с программой мероприятия и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Обучающиеся обязаны:
быть соответственно одеты, не иметь при себе предметов, которые создают опасность во время проведения экскурсии;
передвигаться только группами в сопровождении руководителя группы, слушать указания руководителя группы, быть внимательными при нахождении в общественных местах;
уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к памятникам истории и культуры;
своевременно информировать руководителя группы об ухудшении состояния здоровья или травмировании.
Правила поведения перед началом поездки:
спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, собраться у места посадки;
не выходить навстречу приближающемуся автобусу;
по команде руководителя группы спокойно войти в салона автобуса после его полной остановки;
занять место для сидения, при этом первыми входят старшие дети, занимающие места в дальней от водителя части салона.
Правила поведения во время поездки в транспорте:
запрещается:
открывать окна, форточки и вентиляционные люки;
загромождать проходы в пассажирском салоне сумками, портфелями и т.п.;
отвлекать водителя во время движения разговорами;
после завершения поездки следует выходить из автобуса спокойно, не торопясь, после полной его остановки и с разрешения руководителя группы, при этом первыми выходят дети, занимающие места у выхода из салона.
Порядок выхода за территорию учреждения образования и поведение обучающихся во время выхода за территорию учреждения образования
Выход за территорию учреждения образования, освобождение обучающихся от учебных, коррекционных и иных обязательных занятий для участия в мероприятиях, установленных планом работы школы-интерната, иных случаях допускается:
по письменному заявлению его законных представителей,
приказу директора школы-интерната.
При выходе за территорию обучающиеся обязаны записаться в «Журнале учета обучающихся, покинувших учреждение образования».
Ответственность за сопровождение, жизнь и здоровье, безопасность передвижения обучающихся вне территории школы-интерната несут их законные представители.
- 7. Порядок пользования средствами обучения и воспитания, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой учреждения образования
Обучающиеся обязаны бережно относиться к зданиям, сооружениям, оборудованию, транспортным средствам и иному имуществу учреждения образования, пользование которым должно осуществляться в соответствии с назначением имущества, требованиями к использованию средств обучения и воспитания, учебного и спортивного оборудования;
учебные занятия проводятся в кабинетах, где за каждым обучающимся закреплено определенное место;
обучающиеся обеспечивают сохранность печатных (учебники, учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, и т.п.), наглядных (плакаты, карты, таблицы и др.), демонстрационных (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные и др.) средств обучения;
учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.), тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.), учебную технику (компьютеры и др.) используют строго по назначению и под контролем педагогического работника;
на учебных занятиях в учебных мастерских обучающиеся:
одевают спецодежду (фартуки, нарукавники), индивидуальные защитные приспособления (специальные очки или маску для предохранения от разлетающихся осколков.);
все виды работ выполняют в соответствии с указаниями педагогического работника, требованиями инструкций по охране труда и технике безопасности;
сдают остатки материалов или незаконченные изделия по завершении занятия; раскладывают инструменты в правильном порядке, проверяют их перед сдачей педагогическому работнику;
к выполнению лабораторной или практической работы приступают только с разрешения педагогического работника, после изучения методики и требований по их безопасному выполнению;
запрещается вносить и выносить из кабинета химии любые вещества без разрешения педагогического работника;
во время демонстрационных опытов обучающиеся находятся на своих рабочих местах, по указанию педагогического работника могут пересесть на другое, более безопасное место;
запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе,
обо всех разлитых и рассыпанных реактивах обучающиеся сообщают учителю или лаборанту, запрещается самостоятельно убирать любые вещества;
не оставляют без присмотра включенные нагревательные приборы;
проводят уборку рабочих мест по окончании работы в соответствии с указаниями педагогического работника.
8. Правила безопасности проведения занятий физической культурой
К учебным занятиям по учебным предметам «Адаптивная физическая культура», «Физическая культура и здоровье», «Час здоровья и спорта» (далее – уроки физической культуры) допускаются обучающиеся, которые не имеют медицинских противопоказаний к занятиям физической культурой; обучающиеся, освобожденные от уроков физической культуры, присутствуют на уроке с классом (группой);
На уроках физической культуры обучающиеся обязаны быть в спортивной форме и чистой спортивной обуви;
до начала урока физической культуры обучающиеся снимают часы, цепочки, серьги и другие металлические предметы. Ценные вещи передают учителю физической культуры;
переодеваются обучающиеся в специально отведенном месте – спортивной раздевалке;
в спортивной раздевалке запрещается вставать на подоконники, открывать окна, вставать на скамейки, мусорить, грубо вести себя по отношению к другим обучающимся. В случае возникновения конфликтной ситуации, обучающиеся должны сообщить об этом учителю;
На уроках физической культуры обучающиеся обязаны:
бережно относиться к спортивному инвентарю, использовать его только по назначению; внимательно слушать и выполнять все команды учителя;
выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять учитель, не мешать другим обучающимся выполнять упражнения;
запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале и тренерской комнате.
во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) обучающийся обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других обучающихся;
во время проведения спортивных игр обучающиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам;
запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя;
при обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом учителю;
в случае плохого самочувствия (своего или других учащихся) обучающийся должен незамедлительно сообщить об этом учителю, а также информировать учителя о травме или плохом самочувствии, которые проявились после урока.
В целях безопасного проведения занятий физической культурой и спортом необходимо прохождение инструктажа по вопросам безопасности занятий физической культурой и спортом, профилактики и предупреждения травматизма, оказания первой помощи при несчастных случаях.
Занятия физической культурой и спортом не допускаются в случаях:
отсутствия при проведении спортивных и спортивно-массовых мероприятий медицинского работника и специалиста в сфере физической культуры и спорта, при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий – специалиста в сфере физической культуры и спорта;
наличия сложных метеорологических условий;
неисправности физкультурно-спортивного сооружения, спортивного инвентаря и оборудования.
- 9. Правила пользования библиотекой учреждения образования:
9.1 Обучающиеся школы-интерната записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. При записи в библиотеку обучающийся знакомится с правилами пользования библиотекой и подтверждает обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя. При записи в библиотеку обучающийся обязан сообщить все необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.
9.2 Книги на дом выдаются обучающимся сроком до 15 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников), не должно превышать пяти. Учебная литература выдается на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на учебных занятиях, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.
9.3 Очередная выдача книг из фонда библиотеки обучающимся производится только после возврата взятых ими ранее, срок пользования которыми истек.
9.4 Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются.
9.5 Число документов из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается.
9.6 При выбытии из учреждения образования обучающийся обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку.
9.7 Обучающийся обязан:
- возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок;
- не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учёта;
- бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчёркиваний, не вырывать и не загибать страницы);
- соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа к фонду;
- при получении документов из фонда тщательно их просматривать и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.
9.8 Обучающийся, утерявший документ из фонда библиотеки или нанёсший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплёте) или признанным библиотекой равнозначным. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение обучающимся ему невосполнимого ущерба ответственность несут его законные представители или опекуны, попечители.
9.9 Обучающиеся, нарушившие правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок, установленный библиотекой.
10. Организация свободного время обучающихся
Свободное время предполагает:
отдых, личное время, свободное общение со сверстниками и педагогическими работниками;
участие в мероприятиях, посещение занятий в объединениях по интересам;
участие в различных видах досуговой деятельности.
Организация свободного времени обучающихся в школе-интернате осуществляется в соответствии с планами воспитательной работы, утвержденными директором учреждения образования, под обязательным контролем педагогических работников.
Поощрения за успехи в учёбе:
11.1 За успехи в обучении, примерное поведение, активное участие в общественной жизни класса и школы, хорошие результаты в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и другие достижения применяются следующие поощрения:
- объявление благодарности;
- награждение грамотой школы;
- награждение ценным подарком;
- другие.
11.2 Поощрения объявляются приказом директора и доводятся до сведения обучающихся и их законных представителей в торжественной обстановке.
- 12. Дисциплинарная ответственность обучающихся
12.1 Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей (дисциплинарный проступок), возложенных на него настоящим уставом в виде следующих действий (бездействий):
12.1.1 опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия;
12.1.2 нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
12.1.3 неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
12.1.4 оскорбления участников образовательного процесса;
12.1.5 распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;
12.1.6 порчи зданий, оборудования или иного имущества школы;
12.1.7 несоблюдения (нарушения) требований законодательства по охране труда, пожарной безопасности;
12.1.8 распития алкогольных и слабоалкогольных напитков, пива, употребление наркотических, психотропных средств и других одурманивающих веществ в зданиях и на территории школы либо появление в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
12.1.9 курение в зданиях, общежитии и на территории школы.
12.2 Не признается дисциплинарным проступком деяние из указанных в пункте 12.1 совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
12.3 За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.
12.4 Обучающиеся из числа лиц с особенностями психофизического развития привлекаются к дисциплинарной ответственности по достижении к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста семнадцати лет.
12.5 К обучающемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, а также к обучающемуся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, совершившему дисциплинарный проступок, могут приниматься меры педагогического воздействия, не противоречащее законодательству.
12.6 За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания:
12.6.1 замечание;
12.6.2 выговор;
12.6.3 отчисление (за длительное отсутствие (более тридцати дней) без уважительных причин на учебных занятиях в течение учебного года и за систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания).
12.7 Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется к:
12.7.1 обучающемуся, не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, не прошедшему итоговую аттестацию за период получения общего базового образования при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования;
12.7.2 Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору школы. При выборе меры дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.
Приказ о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов объявляется обучающемуся и его законным представителям под роспись в пятидневный срок. Обучающийся, не ознакомленный с приказом о дисциплинарном взыскании, считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ обучающегося от ознакомления с приказом оформляется актом с указанием присутствующих при этом свидетелей.
12.7.3 Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания обучающийся не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.
Дисциплинарное взыскание может быть снято директором школы досрочно до истечения года по собственной инициативе, ходатайству классного руководителя, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления или иного представительного органа (совета учреждения, педагогического совета, попечительского совета), а также по просьбе учащегося. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом.
12.7.4 В случае совершения обучающимся школы во время образовательного процесса административного правонарушения администрация учреждения образования может ходатайствовать о привлечении его (его законных представителей) к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Направлению ходатайства должно предшествовать служебное расследование, проводимое администрацией учреждения образования для установления обстоятельств дела. О совершенном правонарушении ставятся в известность законные представители учащегося.
12.7.5 Обучающиеся школы (их законные представители) несут материальную ответственность за порчу ими (их детьми) школьного имущества в установленном законодательством Республики Беларусь порядке. Законные представители обучающегося должны быть поставлены в известность о факте порчи их ребёнком имущества школы. Для установления стоимости ущерба директором школы-интерната создаётся комиссия в составе представителей администрации, педагогического коллектива, органов самоуправления, бухгалтерии и материально ответственного лица.
Заключительные положения
Правила внутреннего распорядка доводятся до сведения обучающихся и законных представителей под подпись.
Ответственность за ознакомление обучающихся с Правилами несут воспитатели групп.