Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушениями зрения

При обучении слепых и слабови­дящих детей разнообразные средс­тва наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с ран­него детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой инфор­мации – зрительная. Ребенок, име­ющий глубокую зрительную патоло­гию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств на­глядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или яв­лений часто бывает затруднено или недоступно.

При правильном подборе и мето­дически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям качества и свойства, отличи­тельные и общие признаки изуча­емого материала. Использование наглядности стимулирует позна­вательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.

В обучении детей с нарушени­ем зрения используется наглядный материал разных видов. Приведем классификацию средств нагляднос­ти в общей педагогике, которая взя­та за основу и дополнена автором данной статьи.

  1. Натуральные наглядныепосо­бия:предметы ближайшего окруже­ния, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или на­блюдаются в ходе прогулок, экскур­сий.
  2. Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.
  3. Дидактические игрушки:куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, на­секомые и т.д.
  4. Изобразительные наглядные пособия:иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты.
  5. Графические наглядные по­собия:таблицы, схемы, планы.
  6. Символические наглядные посо­бия:исторические, географические, биологические карты.
  7. Рельефные наглядные пособия: включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом.

Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным. Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с одним ребенком.

Огромное значение придается использованию натуральных на­глядных пособий. Работа с ними способствует формированию у детей бисенсорного (зрительно-осязатель­ного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изу­чаемого наглядного материала. На­иболее эффективно ознакомление детей с натуральной наглядностью происходит на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдая и изучая ре­альные объекты или явления приро­ды окружающей действительности в непосредственной близости, дети знакомятся с многообразием и вари­ативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая таким образом реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий.

Особое значение восприятие на­туральной наглядности имеет для тотально слепых и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не поз­воляющее хорошо рассмотреть окру­жающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность их воспри­ятия. Через натуральную нагляд­ность с помощью сохранных органов чувств такие дети получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, то есть инфор­мацию, адекватную для них по зна­чению зрительной.

При первичном ознакомлении детей с программным материалом («Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т.д.) в качестве нагляднос­ти обязательно предъявляются на­туральные предметы. Лишь после тщательного изучения их свойств (мягкость, твердость или упругость, запах и вкус) на следующих заняти­ях и уроках можно перейти к муля­жам, моделям, игрушкам, изобрази­тельной наглядности.

Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить детям для обследования на­туральные предметы (например, при изучении темы «Транспорт»), снача­ла демонстрируют модели, игруш­ки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже – при наблюдении ре­альных объектов транспорта на экс­курсии – узнавать их даже на неко­тором расстоянии.

Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках, например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приемам осязательного обследова­ния; при обучении их счету, составле­нию арифметических задач и т.д.

Требования, предъявляемые к натуральной наглядности

Предметы должны быть удобны­ми для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.

Требования, предъявляемые к объемной наглядности

Характерные признаки изобража­емых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам

Они выступают в качестве мо­делей и должны иметь четко выде­ленные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их про­порциональное соотношение.

Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности

При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учи­тывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Так, при ост­роте зрения 0,01-0,03 минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 – не менее 5 мм, при ос­троте зрения 0,09-0,2 – не менее 3 мм.

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-бе­лые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранже­вого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый ап­парат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зри­тельной патологией.

Существует специальная изобра­зительная наглядность для детей с нарушением зрения. В основном это раздаточный дидактический мате­риал или настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных карти­нок. К сожалению, тематика выпус­каемых пособий крайне ограничена, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребность в них.

Изобразительная наглядность, вы­пускаемая промышленностью для де­тей с нормальным зрением, как правило, не отвечает вышеуказанным специальным требованиям. Однако в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных пособий по развитию речи, ознаком­лению детей с профессиями. Многие из них при условии адаптации могут использоваться в обучении детей с зрительной патологией.

Направления адаптации изобра­зительной наглядности: четкое выделение общего контура изображения; усиление цветово­го контраста; выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом; уменьшение количества второстепенных деталей; выделение переднего, среднего и заднего пла­нов в многоплановых сюжетных изо­бражениях.

Нередко педагогам приходит­ся самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. При этом необходимо учитывать смысло­вое содержание картинки, четкость изображения, возраст детей, а так­же имеющиеся у них представле­ния об изображенном предмете или явлении (наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам), должны быть точно переданы форма, цвет и строение изображенного предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соот­ношение.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать особенности нарушения зрения и зрительную нагрузку, по которой ребенок работает. Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть опти­мальных размеров: 10х10; 20х30.

К подбору для демонстрации де­тям слайдов, диа-, кино- и видеома­териалов также следует подходить с позиции комфортности их зритель­ного восприятия детьми, возможнос­ти получить адекватные представ­ления об изображаемых объектах и явлениях.

Требования, предъявляемые к графическим пособиям

Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зри­тельного восприятия и осмысления. Применяемые в графической нагляд­ности условные изображения долж­ны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содер­жание, признаки и свойства изобра­жаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой систе­мы условных изображений в разных графических пособиях.

Требования, предъявляемые к символической наглядности

Символическая наглядность долж­на отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допус­тимо использование символической наглядности, выпускаемой для нор­мально видящих детей при условии ее адаптации. В настоящее время для массовых школ издаются серии географических карт с укрупненными, четко выделен­ными изображениями материков. Эти карты без адаптации успешно приме­няются в обучении детей с наруше­нием зрения старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Требования, предъявляемые к рельефной наглядности

Рельефная наглядность рассчи­тана на восприятие детьми, имею­щими глубокую зрительную пато­логию. Необходимо использовать рельефную наглядность и в работе со слабовидящими детьми, имею­щими прогрессирующие зритель­ные заболевания и большую потерю зрения.

Эти пособия должны отражать ос­новные признаки, характеризующие предмет.

Особенно точно должна быть пе­редана форма предмета. Это вале­но, так как форма является главным информационным признаком, по которому этот предмет узнается в рельефном изображении. Необходи­ма также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций.

В последние годы многие нагляд­ные пособия для детей с глубокой зрительной патологией выполняются и в рельефно-точечном, и в плоскопечатном (черно-белом или цветном) вариантах. Это значительно расширяет возможнос­ти их использования в работе с детьми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести.

Необходимо отметить, что исполь­зование рельефной наглядности в ра­боте с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, эффективно только в случае специально организованной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приемам обследования, знакомство с принципами Построения рельефных изображений, обучение чтению рель­ефных изображений, умению соотно­сить реальные предметы с рельефны­ми изображениями и наоборот.

Приемы использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения

В отечественных тифлопедагоги­ческих и тифлопсихологических исследованиях указывается важность словесной регуляции для правильно­го протекания процесса восприятия.

Перед демонстрацией наглядно­сти педагог должен сформулировать задачи занятия, дать детям верную установку, сообщить, на что следует обратить особое внимание.

Во время демонстрации сюжет­ной картины педагог сначала рас­крывает детям общее содержание, а затем дети переходят к ее детально­му изучению.

Педагог направляет зрительное восприятие детей от главного, основ­ного в сюжете к второстепенному. Делается это с помощью вопросов, инструкций. Вначале необходимо обратить внимание детей на то, что изображено на переднем плане, за­тем – на среднем, на заднем (если это картина с многоплановым изображением).

Следует учитывать, что при низ­кой остроте зрения (0,08-0,2) ча­сто бывает нарушено поле зрения. Этим детям трудно рассматривать большие демонстрационные сюжет­ные изображения. Педагог в таких случаях помогает каждому ребенку последовательно рассмотреть все изображение, направляя его воспри­ятие указкой с ярким кончиком или рукой, делая попутно пояснения по содержанию изображенного.

Перед демонстрацией слайдов, диафильмов, кино- и видеоматериа­лов детям даются предварительные разъяснения по содержанию того, что им будет показано. В процессе демонстрации комментируется со­держание предъявляемых материа­лов.

После ознакомления с нагляднос­тью педагог задает вопросы, уточня­ющие, конкретизирующие полученные представления, подводит детей к самостоятельным выводам и обоб­щениям.

Для формирования у детей с нару­шением зрения полноценных представлений необходимо не только правильно выбрать наглядность, но и методически грамотно преподнести ее. Важно учитывать своеобразие протекания зрительного восприятия у детей с патологией зрения. Так, дети с глубоким поражением зрения (от 0,1 и ниже) затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второсте­пенных деталей, путают сходные по форме изображения, у них наруше­но целостное восприятие нагляднос­ти, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов затруднены.

Для эффективности использова­ния наглядности необходимо соблю­дать следующие условия:

  1. Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким об­разом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на кон­трастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоя­нии).
  2. Для обследования наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.
  3. Некоторым детям необходимо предоставить возможность прибли­зиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.
  4. В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплано­выми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу (класс) до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе или классе.
  5. Использование рельефной на­глядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.
  6. При демонстрации новых, не­знакомых детям игрушек, предме­тов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у де­тей планомерность зрительно-осяза­тельного восприятия.
  7. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.
поделиться в: